Что такое дзёдо?

Сиокава

Дзёдо (дзёдо) — третий вид боевых искусств, составляющий вместе с кэндо и иайдо программу Всеяпонской федерации кэндо. Дзёдо представляет собой искусство фехтования сравнительно коротким посохом, используемым против меча.

Тренировки дзёдо проходят в виде отработки парных упражнений; в отличие от кэндо здесь используются только ката без свободного спарринга.

При правильном подходе к тренировкам, дзёдо помогает развивать чувства дистанции и времени, лучше воспринимать действия или бездействие партнера и легче адаптироваться к быстро меняющейся ситуации.

История
Мусо Ганносукэ

Мусо Ганносукэ, основатель школы

История основания Синто Мусо рю Дзёдо — это период между  1602 и 1614 годами, мастером по имени Мусо Ганносукэ Кацуёси. Легенда гласит о поединке двух великих и уже легендарных воинов своего времени, Миямото Мусаси и Мусо Гоносуке, оба мастера после поединка остались живы…  Именно этот случай в жизни мастера подтолкнул его к усовершенствованию своего искусства, и через несколько лет уединения, а позднее службы инструктором боевых искусств в клане Курода, находившегося в северной части острова Кюсю, им была создана система пяти секретных принципов, которые и включали в себя техники, известные  и по сей день. Таким образом на свет появилось выдающееся искусство владения палкой – «Божественный путь Дзё мастера Мусо» – «Синто Мусо рю дзедзюцу». Долгое время система Синто Мусо рю была внутренним тайным искусством клана Курода. Постепенно, каждый последующий глава школы привносил свои изыски, таким образом к 20 веку школу дополнили такие дисциплины как:  Иттацу рю Ходзе Дзюцу (искусство связывания), Иккаку рю Дзютте Дзюцу (кинжал с одним коротким зубом) , Синто рю Кендзюцу (искусство меча), Иссин рю Кусаригама (серп и шар на цепи), и Тандзё Дзюцу (короткая палка). Долгое время Синто мусо-рю не было известно за пределами владений Курода, но в 20-м веке Симидзу Такадзи, один из трех мастеров своего поколения, начал преподавать дзё в Токио и таким образом положил начало широкому распространению этого искусства.

Симидзу не только преподавал классический стиль Синто мусо-рю, но и приложил много усилий для создания новых систем приложения техники дзё. В частности, он создал систему обучения японской полиции, а также, по просьбе Всеяпонской федерации кэндо, набор «стандартных» техник сэйтэй, аналогичный сэйтэй иайдо. Этот набор, официально называемый Дзэн Нихон кэндо рэнмэй дзёдо, в организациях, входящих в Международную федерацию кэндо, сейчас изучается в первую очередь.

Техника

Технические элементы, из которых состоят ката дзёдо, более разнообразны, чем базовые приемы иайдо. Кроме того, поскольку вся отработка происходит в паре, помимо чисто технических навыков сразу же на первый план выходят такие элементы, как время, расстояние, инициатива и т. д. Чтобы дать возможность начинающему больше внимания уделить отработке кихон, основная техника выделена в качестве отдельных приемов, которые отрабатываются сами по себе.

Все ката выполняются с партнером, вооруженным мечом. Эта практика имеет исторические корни, так как именно меч был основным оружием, с которым можно было столкнуться во времена становления дзёдо. В Синто мусо-рю есть формы, в которых противник (утидати) вооружен коротким мечом или парой дайсё (длинным и коротким вместе), но в сэйтэй он всегда использует только длинный меч.

Инициатива в ката изначально принадлежит утидати. Он либо подходит на расстояние удара к неподвижно стоящему сидати (вооруженному дзё), либо первый начинает обоюдное сближение. Сидати, роль которого сводится в первую очередь к шлифовке изучаемой техники, может уходить из-под атаки, наносить удары и блокировать меч или руки утидати при помощи дзё, все время контролируя расстояние и выбор времени, не давая партнеру полностью завладеть инициативой.

Основные приемы (кихон) в дзёдо могут исполняться как в одиночку (тандоку доса), так и парном варианте (сотай доса). Они включают следующие движения:
1 — хонтэути («удар прямым хватом»)
2 — гякутэути («удар обратным хватом»)
3 — хикиотосиути («сбив и удар»)
4 — каэсидзуки («разворот и колющий удар»)
5 — гякутэдзуки («колющий удар обратным хватом»)
6 — макиотоси («завернуть и сбить»)
7 — курицукэ («закрутить и прижать»)
8 — куриханаси («закрутить и отпустить»)
9 — тайатари («толчок телом»)
10 — цукихадзусиути («уход от укола и удар»)
11 — добарайути («сметание удара в корпус и удар»)
12 — тайхадзусиути («увод тела и удар»)

Ката Дзэн Нихон кэндо рэнмэй дзёдо:
1 — Цукидзуэ («достигающий посох»)
2 — Суйгэцу («солнечное сплетение»)
3 — Хиссагэ («сокрытие»)
4 — Сямэн («удар сбоку в голову»)
5 — Сакан («проникновение слева»)
6 — Мономи («осмотр»)
7 — Касуми («туман»)
8 — Татиотоси («сбив меча»)
9 — Райути («удар молнии»)
10 — Сэйган («прямо в глаза»)
11 — Мидарэдомэ («остановка беспорядка»)
12 — Ранъай («гармония в хаосе»)

Обучение

Обучение дзёдо начинается с кихон. Такие приемы как удары хонтэути, гякутэути, хикиотосиути и защитные действия курицукэ и тайатари встречаются во многих ката, поэтому их наработка особенно важна. Простые на первый взгляд, они содержат много тонкостей и требуют точности и четкости исполнения, а также полного контроля над дзё. В зависимости от предыдущей подготовки занимающихся активное внимание может уделяться и работе с мечом, но она в любом случае включается в каждую тренировку как часть разминки.

Для изучения ката первым делом используют одиночную отработку. Понять точный выбор времени для действия и дистанции в одиночку нельзя, но для запоминания общей последовательности движений это очень удобно. Традиционно, при парном исполнении роль утидати берет на себя учитель или более опытный ученик, поэтому зачастую к изучению этой роли переходят сравнительно поздно. Однако в больших группах начинающих приходится обе роли изучать одновременно.

Comments are closed.