Рюкю кобудо в Хосёкай

Меня часто спрашивают о генеалогии системы Рюкю кобудо, принятой в Хосёкай, о происхождении тех или иных ката. Отвечать на эти вопросы непросто, потому что программа Рюкю кобудо Хосёкай является результатом синтеза и ревизии несколько линий окинавского искусства боя традиционным оружием. Чтобы в общих чертах прояснить ситуацию, я обратился с запросом к моему учителю в японских боевых искусствах сокэ Окадзаки Хирото и теперь имею возможность предложить заинтересованным коллегам выжимку из его адресованного мне письма.

Система Рюкю кобудо, изучаемая в рамках Хосёкай, разработана основателем и лидером Хосёкай сокэ Окадзаки Хирото. В ее основу легли знания, полученные мастером от двух его учителей в кобудо: Сиокава Хосё и Миясэ Сёдзо, — а также от некоторых других наставников.

Сиокава Хосё изучал Рюкю кобудо под руководством мастеров Мабуни Кэнва и Тайра Синкэн. Являясь крупным специалистом в области иайдзюцу (школа Мугай-рю и др.) и дзёдзюцу (Синто мусо-рю), Сиокава весьма критически оценивал наследие окинавского кобудо и подверг ревизии многие ката. Сиокава также рассказывал, что Тайра Синкэн, от которого он перенял большинство ката кобудо, выступал как исследователь и сам неоднократно пересматривал технику кобудо, вносил изменения в ката. Кроме того, Тайра не особо следил за соблюдением стандартов, чистоты техники. По этой причине техника и ката его учеников, особенно обучавшихся в разное время, существенно разнятся.

Когда перед Окадзаки Хирото встала задача разработать блок кобудо для программы школы Кёкусин-кан, в которой сэнсэй Окадзаки является «верховным наставником», вместе с Сиокава Хосё он еще раз проанализировал и пересмотрел ряд ката (Осиро-но кон, Тэрукава-но тонфа). В частности, в целях адаптации ката, включаемых в программу Кёкусин-кан, некоторые стойки были заменены на те, которые используются в Кёкусин-кан, изменены или добавлены некоторые элементы ката.Ряд ката (Сюси-но кон, Тавада-но сай, Мацумура-но сай) были взяты также от одного из учеников мастера Сиокава Хосё, который проявил большой интерес к Рюкю кобудо и дополнительно изучал это искусство под руководством наставника Миядзато с Окинавы. Некоторые ката рассматривались в нескольких вариантах. Так, сэнсэй Окадзаки изучил три варианта Сюси-но кон. В результате в программу Кёкусин-кан был включен один из вариантов Сюси-но кон сё с добавлением в конце серии из пяти ударов (горэнда).

Видя интерес ученика к Рюкю кобудо, сэнсэй Сиокава Хосё отправил Окадзаки Хирото учиться к своему другу – Миясэ Сёдзо, ученику основателя Тито-рю Титосэ Цуёси (Тинэн Гуа), обладателю 9-го дана каратэ Тито-рю и прекрасному мастеру дзёдзюцу Синто мусо-рю (мэнкё кайдэн), иайдзюцу, дзиттэдзюцу и ряда других дисциплин. Под руководством наставника Миясэ сэнсэй Окадзаки изучил ката Сакугава-но кон, Тёун-но кон, Сэсоко-но кон, Хамахига-но тонфа, Хамахига-но сай и целый ряд других в тех вариантах, в которых их преподавал Титосэ Цуёси.

Как отмечает сэнсэй Окадзаки, для обоих его главных учителей в Рюкю кобудо было характерно рассмотрение кобудо через призму опыта традиционных японских боевых искусств – кэндзюцу, иайдзюцу, дзёдзюцу, а также поиск мягкости, пластичности, без которой невозможно генерировать силу в ударах и блоках. Оба равно отвергали жесткие, «дубовые» стойки, силовую работу. При этом в технике и ката, переданных мастерами Сиокава и Миясэ имеется немало различий даже на уровне базовой техники. Поэтому ката, переданные сэнсэем Миясэ, в настоящее время преподаются только самым старшим ученикам Хосёкай.

Также в программу Хосёкай вошли некоторые ката, имеющие широкое хождение среди последователей Сито-рю: Тавада-но сай дай, Цукэн Ситахаку-но сай. Они используются в вариантах, близких к вариантам, принятым в Итосу-рю (Сито-рю Итосукай) Сакагами Рюсё, с которым Сиокава Хосё учился Сито-рю примерно в одно время и с которым он был дружен.

Алексей Горбылев

Фото из архива

Comments are closed.